Технологии очистки и последующей защиты наиболее ответственного конструктивного элемента моста, определяющего долговечность и надежность всего сооружения — преднапряженных стальных канатов — была использована при реконструкции моста Александра Невского. Работы выполняла строительная компания ЗАО «Реммост».
Сложность этой работы заключалась в том, что необходимо произвести очистку стальных канатов от старой смазки, не применяя методы очистки, связанные с разогревом. Специалисты компании совместно с «Лабораторией смазок и трения» Государственного политехнического университета, специалистами завода им.Шаумяна подобрали состав очищающего средства «Экола», которое позволило избежать температурных воздействий на преднапряженные конструктивные элементы, а также осуществили разработку состава нового защитного покрытия — смазки «Канатол», которая была успешно применена.
Необходимо отметить, что эта технология ждет своего использования для подвергающихся ремонтно-восстановительным работам мостовых сооружений на автомобильных и железных дорогах.
Среди покрытий высыхающего типа, образующих защитную пленку и нашедших применение в строительной практике, хочется отметить состав на основе индекумароновых смол — «Гермокрон», нанесение которого может осуществляться на сухие и влажные поверхности как методом распыления, так и ручной окраской.
Использование указанного состава для бетонных и железобетонных элементов позволяет повысить защитные свойства поверхностных слоев материала, обеспечивая его защиту от агрессивных воздействий внешней среды.
Необходимо отметить, что мастичные покрытия высыхающего типа также являются перспективным направлением в практике использования защитных покрытий, которые со временем полностью заменят традиционную битумную обмазку.
Несомненно, нанесение защитных покрытий увеличивает эксплуатационный ресурс сооружений, повышая долговечность конструктивных элементов. Но следует помнить — универсальных способов защиты не существует.
Решение об использовании того или иного материала, выбор технологии его нанесения должны осуществляться при учете всего комплекса факторов, обуславливающих действительное состояние конструктивных элементов.
В последние годы объем ремонтно-восстановительных работ по всему комплексу искусственных сооружений значительно возрос, а значит, будут все больше использоваться и защитные покрытия. Вместе с тем, для их эффективного использования необходимо развивать нормативную базу, хотя бы на уровне территориальных строительных норм (ТСН). Это позволит подрядчикам, производящим работы, более эффективно использовать имеющийся на строительном рынке арсенал защитных материалов и технологий.
С.В. Чижов,
к.т.н., начальник лаборатории ОАО «Мостостроительный трест №6»