Увеличение ресурса транспортных сооружений

Обеспечение долговечности таких важнейших и ответственных конструкций, как транспортные сооружения, представляется важной и актуальной задачей. Основной фактор повышения надежности — обеспечение долговечности материала, из которого эти элементы создаются.

Эксплуатационные воздействия и продление ресурса

Показатель долговечности конструктивных элементов, заложенный на стадии проектирования и реализованный в процессе строительства, во многом определяется необходимостью адекватного учета всего комплекса факторов эксплуатационных воздействий. При этом на стадии проектирования путем оптимального решения в выборе проектных показателей материала конструктивных элементов можно минимизировать негативное влияние эксплуатационной среды и повысить долговечность конструкции.
Вместе с тем, особенно часто при производстве работ по ремонту и реконструкции сооружений, возникает задача продления эксплуатационного ресурса, который часто заключается в необходимости защиты конструктивных элементов от негативных воздействий в период эксплуатации.
Одним из таких способов повышения эксплуатационного ресурса является применение защитных покрытий по конструктивным элементам.
В ОАО «Мостостроительный трест № 6» накоплен значительный опыт по применению таких покрытий в строительной практике.

Выбор способа защиты

Современное защитное покрытие — система, обладающая необходимыми свойствами. В зависимости от материала основания, его шероховатости, степени подготовки различают следующие показатели надежности и качества покрытий:

  • сплошность покрытия;
  • адгезия к основанию;
  • толщина покрытия;
  • стойкость к агрессивным воздействиям и др.
Выбор того или иного способа защиты и защитного материала представляется сложной и ответственной задачей, поскольку определяет эффективность и долговечность покрытия.
На рынке строительных материалов представлен широкий спектр защитных систем для различных оснований и условий эксплуатации.
В зависимости от материала, из которого изготовлены строительные конструкции, различаются:

  • металлические поверхности (балки, пролетные строения, опорные части и др.);
  • бетонные, кирпичные и другие композитные основания;
  • полимерные конструкции.
Эффективность защиты этих оснований определяется способностью материала быть полностью непроницаемым, образуя сплошную пленку, способностью абсорбировать влагу, предотвращая развитие коррозионного процесса или быть паропроницаемым. Указанные свойства в значительной степени определяют механическую стойкость покрытий.

Опыт Мостостроительного треста № 6

Увеличение Ресурса Транспортных Сооружений в Санкт-Петербурге (СПб), цена, стоимость фото 1
Одним из видов покрытий, имеющих наиболее длительный срок применения в транспортном строительстве, являются окрасочные составы. В последнее десятилетие на строительном рынке появились материалы как отечественного, так и зарубежного производства. Среди импортных материалов для окраски металлоконструкций можно выделить окрасочные составы на основе эпоксидных композиций JOTUN, TUMBUR, которые были использованы «Мостостроем № 6» на мостовом переходе через Кольский залив в г.Мурманске, а также мостовом переходе через Малую Северную Двину в г.Котласе.
Среди разработок отечественных производителей — органосиликатные композиции производства завода им.Морозова, Санкт-Петербург, которые с успехом применяются на многих объектах транспортного строительства. Отечественные материалы составляет достойную конкуренцию западным компаниям.
Совсем недавно, после завершения работ по реконструкции, нашей компанией был сдан в эксплуатацию мост Александра Невского.
Для того чтобы максимально продлить эксплуатационный ресурс сооружения, для защиты различных конструктивных элементов был использован целый спектр наиболее проверенных и надежных покрытий. Так, например, одним из наиболее удачных решений защиты конструктивных элементов явилось использование антикоррозионного покрытия WAXOIL (гетерогенная смесь микрочастиц различных видов парафина, битуминозных компонентов и коррозионных ингибиторов) для защиты скрытых полостей металлоконструкций диафрагм. Нанесение этого материала осуществлялось по заранее отработанной технологии субподрядчиком — компанией «Мангуста».
Увеличение Ресурса Транспортных Сооружений в Санкт-Петербурге (СПб), цена, стоимость фото 2
Технологии очистки и последующей защиты наиболее ответственного конструктивного элемента моста, определяющего долговечность и надежность всего сооружения — преднапряженных стальных канатов — была использована при реконструкции моста Александра Невского. Работы выполняла строительная компания ЗАО «Реммост».
Сложность этой работы заключалась в том, что необходимо произвести очистку стальных канатов от старой смазки, не применяя методы очистки, связанные с разогревом. Специалисты компании совместно с «Лабораторией смазок и трения» Государственного политехнического университета, специалистами завода им.Шаумяна подобрали состав очищающего средства «Экола», которое позволило избежать температурных воздействий на преднапряженные конструктивные элементы, а также осуществили разработку состава нового защитного покрытия — смазки «Канатол», которая была успешно применена.
Необходимо отметить, что эта технология ждет своего использования для подвергающихся ремонтно-восстановительным работам мостовых сооружений на автомобильных и железных дорогах.
Среди покрытий высыхающего типа, образующих защитную пленку и нашедших применение в строительной практике, хочется отметить состав на основе индекумароновых смол — «Гермокрон», нанесение которого может осуществляться на сухие и влажные поверхности как методом распыления, так и ручной окраской.
Использование указанного состава для бетонных и железобетонных элементов позволяет повысить защитные свойства поверхностных слоев материала, обеспечивая его защиту от агрессивных воздействий внешней среды.
Необходимо отметить, что мастичные покрытия высыхающего типа также являются перспективным направлением в практике использования защитных покрытий, которые со временем полностью заменят традиционную битумную обмазку.
Несомненно, нанесение защитных покрытий увеличивает эксплуатационный ресурс сооружений, повышая долговечность конструктивных элементов. Но следует помнить — универсальных способов защиты не существует.
Решение об использовании того или иного материала, выбор технологии его нанесения должны осуществляться при учете всего комплекса факторов, обуславливающих действительное состояние конструктивных элементов.
В последние годы объем ремонтно-восстановительных работ по всему комплексу искусственных сооружений значительно возрос, а значит, будут все больше использоваться и защитные покрытия. Вместе с тем, для их эффективного использования необходимо развивать нормативную базу, хотя бы на уровне территориальных строительных норм (ТСН). Это позволит подрядчикам, производящим работы, более эффективно использовать имеющийся на строительном рынке арсенал защитных материалов и технологий.

С.В. Чижов,
к.т.н., начальник лаборатории ОАО «Мостостроительный трест №6»